Федеральное государственное бюджетное учреждение Министерства здравоохранения Российской Федерации
Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Блохина
English English English English Russian

«Наставники научили меня тому, что мы должны делать все, чтобы помочь пациентам»

Откровенный разговор с ординатором Евгением Гривачевым

В день учителя говорим о наставниках, которые вдохновляют на достижения. В преддверии праздника мы встретились с Евгением Гривачевым, ординатором 2 курса по специальности “Онкология”. Евгений рассказал о своем пути в медицину, о кумирах, которые его мотивируют, о важных уроках, полученных в Онкоцентре Блохина, о первых пациентах и вызовах, с которыми сталкиваются молодые врачи.

Как вы решили начать карьеру в медицине? Это была мечта детства?
Моя мама доктор, эпидемиолог, и у нее была мечта, чтобы сын тоже стал врачом, она это невзначай говорила. В восьмом классе так сложились обстоятельства, что я перешел в новую специализированную школу в Курске, в химико-биологический класс. У меня были большие успехи в химии и биологии, и буквально за полгода я выиграл все городские, областные олимпиады, ездил на всероссийские. В тот момент я начал понимать, что хочу быть врачом. Так как школа была сильная, ребята ставили себе высокую планку: МГУ, Сеченовский университет, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, то есть обязательно столица. В Сеченовский университет меня зачислили без экзамена, по олимпиадам.

А когда вы выбрали онкологию?
Вообще в школе мне нравилась генетика, молекулярная биология. Когда я поступил в университет, был уверен, что буду двигаться в научную медицину, но при этом мне очень хотелось практиковать. Потом я пошел за компанию с ребятами в хирургический кружок «Эскулап», это такой звездный кружок в первом меде. Там я увлекся онкохирургией, научился делать швы, пользоваться хирургическими инструментами. Также мне понравилось направление опухолей головы и шеи. Я познакомился с Михаилом Алексеевичем Кропотовым. Он тогда в МКНЦ им. А.С. Логинова вел свою практику, и я много ходил к нему в отделение, ассистировал на операциях, под его руководством начал писать статьи.

А здесь, в Онкоцентре, какие важные уроки вы получили? Был ли у вас наставник?
Да, все важные уроки я усвоил благодаря наставникам и хочу сказать за это большое спасибо. За все время, что я тут нахожусь, ни разу не было такой ситуации, чтобы кураторы, заведующие, научные сотрудники не ответили на интересующие меня вопросы. У них итак мало времени, но они всегда готовы помочь младшему сотруднику, что-то объяснить, растолковать. Например, когда мне нужна была помощь в научной работе, сотрудники тратили по полтора часа на то, чтобы найти нужные статьи.

Кто был вашим наставником?
Первым, как я уже сказал, был Михаил Алексеевич Кропотов, заведующий отделением опухолей головы и шеи. Он пробудил во мне интерес к научной деятельности. Под его руководством я писал научную работу, также именно с ним я впервые пошел в операционную, и он объяснял мне анатомию на практике, обучал основам хирургии. Именно после взаимодействия с ним у меня зародился настоящий интерес к хирургии и к медицине в целом.

Стараюсь равняться на Алексея Александровича Трякина, заведующего отделением противоопухолевой лекарственной терапии №2. Когда пришёл в Онкоцентр, первая ротация у меня была в его отделении. Это был первый полноценный контакт именно с химиотерапией. Если у меня возникали вопросы по поводу пациентов, я знал, что всегда могу прийти к Алексею Александровичу, и он на любой вопрос обязательно ответит, посоветует, где поискать информацию. Под его и Алексея Александровича Румянцева (старший научный сотрудник, отделение противоопухолевой лекарственной терапии №4) руководством я сейчас провожу исследование, и это просто невероятный опыт.

Хотелось бы отметить и Мону Александровну Фролову, моего куратора, ведущего научного сотрудника отделения противоопухолевой лекарственной терапии №1. После ее семинаров я заинтересовался химиотерапией молочной железы. Она всегда давала советы, которые не прописаны ни в одном учебнике, обращала внимание на то, что встречается на практике, и ее рекомендации были всегда основаны на богатом опыте работы.

Также я рад, что учился у Александра Валерьевича Петровского, заместителя директора по образовательной деятельности, заведующего отделом онкомаммологии. Меня поразила как устроена работа в его отделении: всему хотят учить. У ординаторов часто бывает страх, что они не смогут что-то освоить на практике. Но здесь научили всему. Например, я раньше не очень хорошо зашивал раны на молочной железе, но за меня взялись, и уже через месяц я начал работать как швейная машинка.

Я также занимаюсь научной деятельностью в нашем НИИ канцерогенеза, там у меня тоже есть два наставника: Светлана Владимировна Винокурова, заведующая лабораторией молекулярной биологии и вирусов, и Павел Борисович Копнин, заведующий лабораторией цитогенетики. Они меня обучают практической работе, и это феноменальный опыт, потому что врач хотя и имеет контакт с биологическими науками, но не такой, как биолог. Многому я научился с нуля. Когда я только туда пришел, не умел делать даже элементарные экспериментальные вещи. А сейчас, благодаря наставникам, я готов работать чуть ли не с закрытыми глазами.

Все эти специалисты – мои кумиры, у них не просто энциклопедические знания, они – пример того, как нужно общаться с пациентами и с коллегами.

В чем уникальность работы в Онкоцентре Блохина?
В нашем центре работают невероятные профессионалы. Я говорю это по личному опыту. Здесь при желании можно получить максимально полное онкологическое образование, центр открывает большие возможности для начинающих специалистов. Что касается пациентов, то здесь не просто хотят лечить, а лечат на высоком уровне, и ко всем пациентам стараются относиться с большим вниманием. А еще здесь очень дорожат историей, чтят традиции. В Онкоцентре постоянно проходят мероприятия в честь выдающихся профессоров. Во всем этом наверное и есть уникальность нашего центра.

Как выглядит ваш обычный день в Онкоцентре? Из чего состоит рутина?
Начало рабочего дня зависит от отделения, в котором проходит ротация, у нас в хирургическом отделении обычно в 8:15. Встаю я в шесть, что-то читаю, пораньше приезжаю в клинику. Потом мы готовим пациента к операции. Предположить длительность операции бывает сложно, потому что не всегда все идет по плану: возможно, она продлится до 12, а возможно и до трех. Это либо операции, либо химиотерапия. То есть мы заказываем химию, общаемся с пациентами, пишем истории болезни. Потом обед, после которого мы доделываем оставшиеся дела.

У нас проходит много конференций. Руководство это очень поощряет. Трансляции включают прямо в учебных комнатах, потому что не всегда есть возможность поехать на конференцию. В клинике в лучшем случае мы находимся до 16:00-17:00. Когда заканчиваем пораньше, тратим оставшееся время на то, чтобы почитать статьи, писать научные работы. Но иногда бывает тотальный загруз. Были дни, когда мы сидели в клинике до 12 ночи.

Вы уже работаете с пациентами, какой опыт запомнился вам больше всего?
Однажды к нам поступил мужчина, военный. С одной стороны, он был очень мужественным, терпеливым. Там, где другие расклеились бы, он держался. Но с другой стороны, его сильный характер не позволял ему рассказывать о своем самочувствии. И мы не могли зафиксировать важные симптомы. На многое в лечении он не соглашался: ему назначили противорвотную терапию в дополнение к тому, что мы капали в клинике, а он принципиально не принимал лекарства. У него было свое мнение о том, как он должен лечиться, и в силу особенностей характера и профессии он мог легко сказать “нет”. Я понял, что дальше так дело не пойдет, и единственное, что мне осталось, это попросить его товарищей по палате выйти и попытаться поговорить с ним прямо, по-мужски, на его же языке. Мужчина меня понял, и после этого наши дела пошли в гору.

С какими еще вызовами вы сталкивались во время обучения, и как вы их преодолевали?
Ординатура – это первое полноценное погружение в практику, когда ты работаешь с утра до вечера и не отвлекаешься на университет. Тяжело было адаптироваться: центр большой, маршрутизация сложная. Понадобилось время, чтобы привыкнуть к организации работы, непростые у меня были ротации в хирургию. Но несмотря на множество сложностей и требований, на то, что катастрофически мало свободного времени, мне все нравилось и даже напоминало жизнь из культового сериала “Клиника”.

Было ли тяжело с эмоциональной точки зрения работать с пациентами, у которых жизнеугрожающее состояние?
Я думаю, что когда человек только начинает свой путь в медицине, особенно в практике, он остро реагирует на какие-то ситуации. Я часто сталкивался с тем, что многое казалось удивительным, наступал легкий шок, и тогда я шел за мнением к наставникам. И так как это люди с опытом, они знают, где действительно нужно поволноваться, но чаще, конечно, они быстро помогают решить проблему, которая ординаторов может ввести в ступор. И это очень важно, чтобы рядом был опытный человек, который подойдет к проблеме с холодной головой, отреагирует спокойно.

Наставники научили меня тому, что мы как специалисты должны делать все, что в наших силах, чтобы помочь пациентам. И хотя не всегда возможно угадать, как опухоль отреагирует на лекарства, нужно мотивировать пациентов на лечение. Им важно знать, что они не одни. Врач и пациент - это команда, и мы идем к результату вместе.

Как вы считаете, какие навыки и знания наиболее важны для ординаторов?
Во-первых, нужно иметь четкое представление о своей специальности. Понятно, что его бывает сложно сформировать заранее. Я знаю случаи, когда люди пробыли полгода в ординатуре и поняли, что это не их специальность. Так что желательно дежурить в университете, посещать кружки. Во-вторых, в идеале нужно иметь какой-то бэкграунд. Если это хирургия, конечно, желательно уже уметь вязать узлы, хотя бы зашивать кожу. Я, кстати, не умел, учился уже по ходу. Если это химиотерапия, надо больше времени уделять теоретической подготовке: читать, слушать доклады. Нужно стараться хорошо учиться в университете. Как показала практика, все знания нужны.

Как изменилось ваше понимание профессии врача во время учебы в Онкоцентре?
Во-первых, я убедился в том, насколько медицина сложная наука, очень много надо знать и уметь. Во-вторых, я понял, что быть врачом – значит работать в команде, только так можно эффективно лечить пациентов, здесь один в поле не воин. В-третьих, я понял, что важно иметь наставника, опытного, мудрого, с большим опытом, потому что в процессе учебы возникает огромное количество вопросов, ответы на которые, как правило, практически невозможно найти в книгах.

Раньше я недооценивал всю психологическую составляющую этой специальности. И только на практике я понял, как пациентам важна поддержка, потому что они много читают СМИ, что-то слышат от знакомых и не знают кому верить. И здесь нужно им помогать, фильтровать информацию, уметь все объяснить доступным языком. С этим справится только профессионал.

Другие публикации

Фактический адрес:
115522, г. Москва, Каширское шоссе, д. 23
Единый контактный центр
+7 (499) 444-24-24
Все права защищены © 2024, ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России
Логотип НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина

Поиск по сайту