ИНТЕРВЬЮ ИВАНА СТИЛИДИ ГАЗЕТЕ "МОСКОВСКИЙ УРОЛОГ". ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России
Федеральное государственное бюджетное учреждение Министерства здравоохранения Российской Федерации
Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Блохина
English English English English Russian
/ ИНТЕРВЬЮ ИВАНА СТИЛИДИ ГАЗЕТЕ "МОСКОВСКИЙ УРОЛОГ"

ИНТЕРВЬЮ ИВАНА СТИЛИДИ ГАЗЕТЕ "МОСКОВСКИЙ УРОЛОГ"

11 сентября 2019
ПРОФЕССОР И.С. СТИЛИДИ: «НА МОМЕНТ ПОДГОТОВКИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЗДРАВООХРАНЕНИЕ" ИМЕННО ОНКОЛОГИ ОКАЗАЛИСЬ НАИБОЛЕЕ ПОДГОТОВЛЕННЫМИ К РЕШЕНИЮ САМЫХ АМБИЦИОЗНЫХ ЗАДАЧ» Известно, что Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина является крупнейшей онкологической клиникой России и Европы и одной из самых крупных онкологических клиник в мире, в арсенале которой новейшее оборудование и все передовые методики диагностики и лечения больных онкологическими заболеваниями. Здесь ежедневно оказывают высокотехнологичную онкологическую помощь на уровне лучших мировых стандартов, применяя для спасения пациентов многие инновационные, в т.ч. уникальные технологии. Более чем за полувековую историю в центре накоплен колоссальный опыт лечения онкологических больных. Этот опыт, а также сочетание клинических и фундаментальных институтов позволяют Центру занимать лидирующие позиции в отечественной и мировой онкологии. В интервью для «Московского уролога» директор НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина, д.м.н., профессор, член-корреспондент РАН Иван Сократович Стилиди рассказывает о том, как в руководимом им Центре реализуется современная Программа приоритетного направления в здравоохранении по направлению «онкология». – Иван Сократович, как Вы оцениваете настоящее состояние здравоохранения России по основным показателям оказания медицинской помощи онкологическим больным, если иметь в виду заболеваемость, раннюю выявляемость, смертность, одногодичную летальность и 5-летнюю выживаемость, доступность высокотехнологичной медицинской помощи, обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, обеспеченность медицинскими кадрами и т.д.? – В течение последних лет в России огромное внимание уделялось оказанию медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями, а с 2013 г. в стране была внедрена система оплаты медицинской помощи по клинико-статистическим группам (КСГ), которая регулярно обновлялась в отношении пациентов со злокачественными новообразованиями. В 2014 г. были утверждены первые клинические рекомендации по онкологии, а в 2018 г. они были модифицированы, исходя из методических рекомендаций для размещения на сайте Минздрава Российской Федерации. Вся эта проделанная работа дала нам новые возможности, ведь на момент подготовки Национального проекта «Здравоохранение» именно онкологи оказались наиболее подготовленными на организационном уровне к решению самых амбициозных задач. Кроме того, исторически существующая в России система онкологических диспансеров уже являлась своего рода «скелетом», базой для реализации различных проектов. Не секрет, что заболеваемость злокачественными новообразованиями в России, как и во всех развитых странах в последнее десятилетие растет. И в первую очередь это происходит с увеличением продолжительности жизни населения. При этом бурное развитие онкологической науки позволяет существенным образом изменить прогноз у большинства пациентов в лучшую сторону. Ведь сегодня в рутинную практику онколога входят и органосберегающие, и малоинвазивные оперативные вмешательства, и современные высокоточные технологии лучевой терапии, и использование новых классов и групп противоопухолевых лекарственных препаратов. Все эти достижения ставят новые задачи перед онкологической службой Российской Федерации, требуют более высокой специализации и профессионального уровня врачей-онкологов. А постоянный рост числа пациентов в свою очередь требует увеличения числа специалистов. Поэтому, если оценивать 2018 г. как базовый для старта Федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», то цели по снижению годичной летальности до 17,3% к 2024 г., улучшению ранней диагностики до 63% к 2024 г. и 5-летней выживаемости до 60% к 2024 г. являются вполне достижимыми для России. Несомненно, для достижения этих целей, необходимо увеличение доступности высокотехнологичной медицинской помощи и улучшение обеспечения пациентов современными противоопухолевыми лекарственными препаратами, о чем и сказано в тексте Федерального проекта. Все еще сложной проблемой является кадровое обеспечение. И речь здесь идет не только о количестве врачей-онкологов, но и об обеспеченности пациентов другими специалистами, в первую очередь в первичном звене, поскольку к онкологу, как правило, приходит пациент уже с установленным диагнозом злокачественного новообразования. Улучшение ранней диагностики и выявляемость онкологических больных возможны только при слаженной работе терапевтов, хирургов, гинекологов, рентгенологов, эндоскопистов и других специалистов. И только такой мультидисциплинарный подход сможет снизить смертность от злокачественных новообразований. – Как Вы считаете, какие экономически обоснованные диагностические методы и организационные мероприятия необходимо внедрять, чтобы существенно улучшить раннюю выявляемость онкологических заболеваний в России? Удовлетворяет ли Вас сотрудничество врачей общеклинических и онкологических медицинских организаций при проведении профилактических и скрининговых мероприятий по раннему выявлению онкологических заболеваний? Какие пути совершенствования Вы видите в этом направлении? – На сегодняшний день скрининговые программы для выявления трех локализаций опухолей имеют высокий уровень эффективности и широко распространены во многих странах: это программы по выявлению колоректального рака, рака молочной железы и шейки матки. Эти скрининговые методы включены в программу по диспансеризации взрослого населения России с 2012 г. Так, для диагностики рака молочной железы используется маммография, для выявления рака шейки матки – цитологическое исследование мазков, для выявления колоректального рака – анализ кала на скрытую кровь с последующей колоноскопией. Важным составляющим успеха этих скрининговых программ является охват целевой популяции и качество проведения исследований. При этом оба данных компонента требуют улучшения и самого серьезного внимания. С этой целью в некоторых регионах обзванивают жителей с приглашением пройти диспансеризацию, устраивают различные социальные акции – прохождение диспансеризации в парках, выезд «онкопатрулей» и «онкодозоров» в районы субъектов РФ. Также в рамках диспансеризации в обязанность врача входит осмотр кожного покрова пациента и видимых слизистых оболочек, что способствует раннему выявлению новообразований кожи и слизистой оболочки полости рта. Анализ крови на простатический специфический антиген (ПСА), включенный в программу диспансеризации, помогает выявить пациентов из группы риска возникновения агрессивного рака предстательной железы. Кроме того, в некоторых регионах России сегодня проходит внедрение скрининга рака легкого с помощью низкодозовой спиральной компьютерной томографии. Качественная реализация этих скрининговых программ позволит улучшить раннюю выявляемость злокачественных новообразований в России. – Удовлетворены ли Вы своевременностью, доступностью и качеством оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями, в т.ч. проживающим в сельской местности? – В 2017 г. в Приказе 915н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология» были внесены изменения, касающиеся сроков обследования и начала лечения онкологических больных. Увы, не всегда удается провести все необходимые обследования в указанные сроки. Однако за последние два года существенно усилился контроль соблюдения этих сроков, что привело к улучшению своевременности и доступности оказания медицинской помощи онкологическим пациентам. К тому же внедрение единого цифрового контура позволит нам в режиме реального времени мониторировать сроки и объем диагностических и лечебных мероприятий онкологическим больным, в т.ч. проживающим в сельской местности. Широкое внедрение клинических рекомендаций, контроль их соблюдения, а также большое число образовательных программ, реализуемых в т.ч. с использованием дистанционных форм обучения, являются важными компонентами улучшения качества оказания медицинской помощи. А регулярный аудит, который проводится в субъектах РФ, позволяет контролировать и оценивать квалификацию специалистов-онкологов. – Хорошо известны достижения ядерной медицины в лечении больных целым рядом онкологических заболеваний. Считаете ли Вы, что эти достижения являются доступными для всех нуждающихся в таком лечении пациентов? И нет ли необходимости в проведении ряда организационных мероприятий для полного охвата всех пациентов? – Действительно, на сегодняшний день радионуклидная терапия в России используется не в полном объеме. И в связи с этим запланировано открытие нескольких новых отделений в различных регионах страны, в т.ч. на Дальнем Востоке, в Сибири, в Москве. Однако при этом надо понимать, что в большинстве случаев радионуклидная терапия не является панацеей, поэтому она должна использоваться в комплексе с другими видами лечения. – Удовлетворены ли Вы тем, как оснащены онкологические медицинские организации высокоинформативной медицинской техникой (КТ, МРТ и т.п.) и квалифицированными кадрами? И каково Ваше видение успешного решения этих вопросов в масштабах всей страны? – В рамках Федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» выделено около 120 млрд рублей на оснащение онкологических диспансеров, что позволит установить в российских клиниках достаточное количество современной медицинской техники. Также запланировано строительство новых диспансеров в некоторых регионах РФ. Правда, в некоторых регионах все еще существует острая нехватка «тяжелого» оборудования для лечения пациентов со злокачественными новообразованиями. То же самое можно сказать и про нехватку кадров. Однако работа, которая была проведена по созданию нового профессионального стандарта для врача-онколога, федерального государственного образовательного стандарта по онкологии, электронных образовательных модулей для дистанционного обучения на фоне растущего дохода специалистов-онкологов, несомненно, даст возможность увеличить число специалистов и значительно повысить уровень их квалификации. – Каким научным исследованиям с целью создания новых методов диагностики и лечения онкологических больных необходимо уделять первостепенное внимание, чтобы в короткие сроки вывести на новый качественный уровень оказание медицинской помощи? – Весьма перспективным является внедрение метода молекулярного профилирования опухолей, исходя из ее молекулярно-генетических особенностей, для подбора индивидуальной терапии, уже сегодня известно более 200 тестов по различным видам опухолей. Более 50 препаратов с направленным действием уже сейчас используют в онкологии. И еще более 500 молекул находятся в разработке: например, только по поводу немелкоклеточного рака легкого рутинные молекулярные исследования проводятся на 6 мутаций. Наиболее эффективным методом исследования генома на сегодняшний день является полное геномное профилирование, с использованием секвенирования последнего поколения, при этом специфичность диагностики превышает 99%. В перспективе комплексное геномное профилирование приведет к снижению затрат на диагностику, выбору максимально эффективного лечения для пациента, и, следовательно, к увеличению продолжительности его жизни. Не случайно уже сейчас мы переходим от лечения пациентов с определенными нозологиями к лечению онкологических пациентов с известным геномным профайлом. – Иван Сократович, как Вы оцениваете создание единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), которая включает в себя федеральный и региональный сегменты в рамках Приоритетного проекта «Электронное здравоохранение»? – В настоящее время в России разрабатывается вертикальная интегрированная медицинская система и к онкологическому профилю она имеет отношение в первую очередь. Эта система позволит осуществлять мониторинг обследования и лечения пациентов со злокачественными новообразованиями. И, кроме того, она станет системой поддержки для врача-специалиста при принятии им профессиональных решений. Создание единого цифрового контура на основе этой системы поможет быстро и широко внедрять клинические рекомендации, использовать современные протоколы лечения, а также контролировать качество и своевременность их использования. – 7 мая 2018 г. был опубликован «майский указ» Президента В.В. Путина. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», направленный на улучшение здоровья населения и показателей деятельности организаций здравоохранения на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли. Имеется ли у Вас разработанный на основе этого документа план работы, и каковы перспективы достижения его цели? – На основе «майского» указа Президента России В.В. Путина от 07 мая 2018 г. Минздрав России разработал Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями». В работе над этим проектом приняли участие многие специалисты из различных департаментов Минздрава России, Российской академии наук, профессиональных сообществ. Основными целями этого проекта являются не только снижение смертности у онкологических пациентов, но и годичной летальности, а также увеличение показателей 5-летней выживаемости и ранней диагностики. Для реализации этого проекта было разработано 85 субъектовых программ по борьбе с онкологическими заболеваниями, в которых были учтены региональные особенности. Все эти программы проходили согласование в национальных медицинских исследовательских центрах онкологии и в Координационном центре по борьбе с онкологическими заболеваниями Минздрава России. Конечно, в дальнейшем планируется, что все эти региональные программы будут актуализированы, исходя из достижений мониторируемых показателей. Ведь своей целью российские врачи-онкологи видят непрерывное улучшение качества и доступности онкологической помощи. Для достижения этой цели мы работаем над совершенствованием системы организации медицинской помощи и внедрением последних технологий.
Фактический адрес:
115522, г. Москва, Каширское шоссе, д. 23
Единый контактный центр
+7 (499) 444-24-24