Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Размер шрифта AAA

ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МОГУТ ЛИ ОТКАЗАТЬ В ВЫПИСКЕ РЕЦЕПТА ИЛИ ВЫДАЧЕ ЛЕКАРСТВА?

Главная проблема, с которой сталкиваются онкопациенты – это перебои с обеспечением препаратами, которые чаще всего объясняют недостаточным финансированием. Бывают и перебои с поставками лекарств в аптеки – долгожданный рецепт на руках, а получить препарат невозможно. Главное, что должен помнить пациент: отказ в выписке рецепта или выдаче препарата незаконен. И отсутствие финансирования ни при каких условиях не может быть уважительной причиной для этого.

Для получения льготных лекарств пациент, имеющий группу инвалидности, включается в федеральный регистр льготников Пенсионным фондом по месту жительства. Не имеющий группы инвалидности онкологический пациент включается в региональный регистр льготников через ЛПУ. Онкобольные без инвалидности являются региональными льготниками с правом бесплатного получения всех лекарственных средств. То есть, не имеющий группы инвалидности, но страдающий злокачественным новообразованием пациент имеет право на бесплатное получение лекарств не только по онкологии, но и по любому другому заболеванию. (Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» http://base.garant.ru/101268/).

Врачи-онкологи на консилиуме назначают пациенту необходимые ему препараты, лечащий врач-онколог включает пациента в лекарственную заявку по онкодиспансеру, подписываемую главным врачом, которая затем направляется в Минздрав области на утверждение. Утвержденные заявки возвращаются в лечебные учреждения, а также в льготную аптеку. Льготный рецепт должен выписать врач по месту жительства вне зависимости от того, имеется ли он в льготной аптеке.

КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ, ЕСЛИ ОТКАЗАЛИ В ЛЕКАРСТВАХ?

  • Зав. поликлиникой, врачи которой отказываются выписать льготный рецепт;
  • В отдел лекарственного обеспечения минздрава региона;
  • С жалобой на действия минздрава можно обратиться письменно в территориальный орган Росздравнадзора;
  • В прокуратуру с жалобой на несоблюдение нормативных актов о праве онкобольного на получение льготных лекарств.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЛЕКАРСТВА НЕТ В АПТЕКЕ?

Если лекарства нет в наличии, рецепт принимается на отсроченное обслуживание и регистрируется в специальном журнале неудовлетворенного спроса. Оставлять рецепт в аптеке нельзя, на нем лишь должны поставить номер и дату регистрации и возвратить его пациенту. После этого аптека формирует заявку и представляет ее в уполномоченную фармацевтическую организацию.

Рецепт должен быть обеспечен в течение 10 календарных дней после его регистрации в журнале неудовлетворенного спроса. Если в фармкомпании отсутствует  необходимое лекарство, она должна закупить и поставить его в аптеку в течение 6 рабочих дней. Итого максимум через 16 дней его должны предоставить пациенту. Если это не произошло, следует позвонить руководителю уполномоченной фармкомпании, телефон которой имеется в льготной аптеке.

Если лекарственный препарат не предоставлен аптекой в течение 15 дней, то можно приобрести его за свой счет, сохранив документы об оплате и сам рецепт. После этого нужно написать претензию в адрес уполномоченной фармкомпании о компенсации. Будет ли она удовлетворена, неизвестно, но это будет основанием для обращения в суд с иском о взыскании убытков с ответственных за лекарственное обеспечение уполномоченных органов. Но важно помнить, что если за свой счет будет приобретен препарат по рецепту, не поставленному на отсроченное обслуживание, то суд не примет решения о возмещении денежных средств.

КАК ПОЛУЧИТЬ ИННОВАЦИОННЫЕ ЛЕКАРСТВА, НЕ ВХОДЯЩИЕ В ЛЬГОТНЫЕ ПЕРЕЧНИ?

Лекарственное обеспечение в России регулируется одновременно несколькими документами. Это Базовая программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, стандарты медицинской помощи, а в случае отсутствия таковых – решение врачебной комиссии, различные перечни и льготы. Их многообразие, когда лекарства являются бесплатными, создает впечатление, что то, что не входит в перечни, нельзя получить бесплатно. Но в действительности, это не так.

Лекарства, не входящие в льготный Перечень могут быть назначены пациенту по решению врачебной комиссии лечебного учреждения. (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. N 502н http://base.garant.ru/70190416/).

Для получения необходимого лекарства пациенту следует обратиться к председателю ВК, приложив письменные рекомендации врачей специалистов. Если эти рекомендации получены в медучреждениях других регионов (и, в том числе, федеральных Центрах), то их необходимо подтвердить на врачебной комиссии территориального специализированного медучреждения. При выписке лекарства по решению ВК на обороте рецептурного бланка формы N 148-1/у-04(л) и формы N 148-1/у-06(л) ставится специальная отметка, заверенная печатью медорганизации «Для рецептов». Без такой отметки в аптеке могут заменить лекарство по торговому наименованию на его аналог под МНН.

Если препарат, как не входящий в стандарты лечения, по региональной льготе не закуплен, минздрав должен провести индивидуальную закупку на основании протокола ВК о назначении препарата. Если препарат для конкретного пациента уже закуплен, заявка на него все равно формируется и утверждается ежемесячно. Пациенту желательно самому следить за этой процедурой, уточняя, включен ли он в заявку, утверждена ли эта заявка и когда она придет в льготную аптеку.